У Маска наконец-то появился достойный противник

У Маска наконец-то появился достойный противник

Мир еще не смог избавиться от головокружительного успеха Tesla, и на горизонте не за горами еще один производитель, названный в честь изобретателя Николы Теслы. Эта компания называется Nikola и уже бросила вызов крупнейшей в отрасли компании после того, как небольшая и неизвестная компания по сборке электрических грузовиков стала восходящей звездой в автомобильной промышленности.

С момента листинга акций Николы в конце июня капитализация компании достигла 30 миллиардов долларов — это более чем вековая история концерна, такого как Ford и Fiat-Chrysler. И это без производства ни одной машины. Основателя и босса компании, Тревора Милтона, теперь называют «вторым Илоном Маском», а саму Николу прозвали «убийцей Теслы».

Человек из озера

Дело в том, что ни один конкурент Маска не пользовался такой популярностью и таким интересом инвесторов. Сам Милтон — птица более странная даже, чем босс Tesla, что непросто. Неизвестен даже год его рождения — по одним данным он родился в 1981 году, по другим — в 1982 году. Все, что известно, — это то, что он является частью большой мормонской семьи с тремя сестрами и братом.

Будущий бизнесмен получил религиозное образование в Солт-Лейк-Сити, где родился и вырос (отсюда его прозвище — Человек из озера), а сразу после школы отправился миссионером в Бразилию. В отличие от Маска, Милтон не имеет высшего образования, так как после первого семестра уходит из колледжа штата Юта Уолли. Но, как и Маск, он заработал много денег, продав свой первый успешный бизнес-проект.

В 2014 году Worthington Industries купила 80% dHybrid Systems, но сумма сделки не разглашалась. Изначально компания Милтона занималась хранением природного газа, но постепенно превратилась в автомобильный бизнес. Именно dHybrid Systems начинает перерабатывать грузовики, чтобы они могли работать на природном газе, так как это дешевле и сокращаются вредные выбросы.

Милтон быстро понял, что у этого бизнеса огромное будущее, и в том же году он основал новую компанию, Nikola Motor Company, которая должна была стать «Tesla в мире больших грузовиков». Ее босс не скрывает, что всегда был поклонником компании Маска, и у него даже есть две Model S, с которыми он путешествует каждый день. Однако теперь он водит Jaguar I-Pace, поскольку считает, что они по-прежнему являются основными конкурентами Tesla и не собираются использовать их автомобиль.

Золотая жила

Причина, по которой Милтон обращается к электрическим грузовикам, проста — они могут заработать больше денег. Однако вес грузовика очень важен для грузовых перевозок, и он часто ограничен из-за веса прицепа или прицепа, который он буксирует. В то же время сами аккумуляторы для электрических грузовиков весят слишком много, и это тоже оказывается огромной проблемой, которую Milton быстро находит решение.

Грузовики Nukola Motor больше похожи на машины из другой галактики, чем на машины, созданные на Земле.

Грузовики Николы не накапливают энергию, а производят ее. Помимо электродвигателя, на борту тяжелой техники размещаются топливные элементы, в которых происходит химическая реакция между водородом и кислородом. В процессе этой реакции получается постоянный ток и синтезируется вода, которую разливают по дороге. Кислород забирается из воздуха, а охлажденный до низких температур водород хранится под давлением в специальных емкостях.

У этой технологии много преимуществ. Помимо меньшего веса, скорость погрузки выше. На станции быстрой зарядки зарядка аккумуляторов до 80% занимает 20 минут, а запасы водорода восполняются за 5 минут. Однако емкость аккумулятора может упасть, если на улице холодно, а водород не зависит от температуры наружного воздуха.

Укрепите затылок

У этой технологии есть две основные проблемы — высокая стоимость и отсутствие инфраструктуры. В 2019 году в Калифорнии было более 18000 зарядных устройств для электромобилей и только 41 для водородных автомобилей. Вот почему Милтон решил пойти по стопам Маска и построить инфраструктуру.

В его планах в ближайшем будущем построить 700 зарядных станций, каждая из которых сможет принять несколько грузовиков. Кроме того, сама компания Nikola будет производить экологически чистый водород, который будет извлекаться из воды путем электролиза, а электричество для этого процесса будет браться от ветряных генераторов и солнечных батарей.

Милтон быстро подсчитал, что килограмм водорода стоит 4 доллара, что меньше, чем эквивалент дизельного топлива. Он ожидает, что цена упадет до 2 долларов, и находит способы удешевить грузовик. Однако ему нужно не только найти партнера, но и отказаться от разработки революционного грузовика, разработанного Николой с нуля.

Первый прототип был показан в 2016 году, так как машина получила название One и отличается необычным дизайном с полностью отсутствующей крышкой и огромной спальней. В 2017 году был представлен региональный грузовой автомобиль под названием Two. Он почти полностью повторяет One, но меньше и имеет меньшую спальню. А в 2018 году демонстрируется модель Tre, которая рассчитана на Европу и должна привлечь производителей со Старого континента.

Расчеты Милтона оказались верными, и в 2019 году его компания объявила о начале сотрудничества с концерном CNH Industrial, в который также входит итальянский производитель грузовиков Iveco (а именно модель Iveco S-Way является основой прототипа Tre). Таким образом, Николе не придется тратиться на разработку шасси, кабины и аэродинамики. Систему топливного привода просто нужно перенести в готовую конструкцию.

Планы на будущее

Кроме того, Milton не придется строить завод, поскольку Tre будет производиться на заводе Iveco в Ульме, Германия. Партнеры обещают, что испытания опытных образцов начнутся в этом году, а первые продажи и поставки конечным потребителям будут произведены в 2022 году.

На данный момент Nikola Tre — это всего лишь модель серийного мусоровоза, который будет использоваться в Европе.

Здесь есть небольшая хитрость — первые произведенные грузовики не будут работать на водороде, а будут стандартными электромобилями с мощными батареями. Однако Милтон обещает, что совсем скоро Nikola представит революционные аккумуляторы, отличающиеся малым весом и большой мощностью. Что касается водородных грузовиков, то они будут готовы не раньше 2024 года.

Между тем, компания подписала соглашение о сотрудничестве в разработке и производстве электрического мусоровоза на базе Николы Тре со вторым по величине оператором по вывозу мусора в США — Republic Services. После объявления о сделке акции автопроизводителя подскочили на 22%. При этом заказ предусматривает производство 2500 грузовиков, поставки которых должны начаться в 2023 году.

Атака на Маска

Изначально Милтон всегда относился к Илону Маску с уважением, осыпая его комплиментами. Однако все изменилось в ноябре 2017 года, когда Tesla представила свой полуэлектрический грузовик. Дизайн машины был очень похож на Nikola One, и ответ Милтона не заставил себя ждать. В мае 2018 года Nikola Corporation подала иск на 2 миллиарда долларов против Tesla за плагиат в дизайне.

Компания Маска ответила иском против Управления США по патентам и товарным знакам (USPTO), которое настаивало на признании недействительным патента компании Nikola Motor на конструкцию дверей грузовика. Первый раунд выиграл Милтон, поскольку ВПТЗ США отклонило требование Теслы. Однако пока нет решения по жалобе Николы на плагиат.

Следующее столкновение двух компаний произошло в феврале 2020 года, когда был представлен пикап Nikola Badger — прямой конкурент Tesla Cybertruck. И если сам Маск показал готовый прототип своего пикапа, то Милтон предпочел компьютерную модель. Согласно предоставленным данным, Badger превосходит Cybertruck буквально во всем. Он более мощный, имеет больший пробег, несет большую нагрузку и тянет за собой более тяжелый прицеп или караван.

По словам Милтона, его пикап лучше приспособлен к реальной жизни. Босс Николы вырос на ферме и имеет большой опыт работы с такими транспортными средствами. «Наша машина создана для реальных покупателей пикапов, а Tesla Cybertruck — для фанатов Tesla. Но Badger — настоящий грузовик, который может составить конкуренцию Ford F-150 », — пояснил Милтон.

Премьера электрической версии Николы Баджера назначена на сентябрь, но пандемия коронавируса пока запутала многие планы крупных компаний. Начало приема заказов на пикап также запланировано на осень, но пока ни сроки производства, ни цены не объявлены. Однако Миттон непреклонен в том, что до сих пор заказал корпоративные заказы на свои грузовики на 10 миллиардов долларов. К ним относятся служба доставки UPS и интернет-магазин Amazon.

Один из крупнейших пивоваренных заводов США, Anheuser-Bush, является одним из первых клиентов Nikola Motor.

Проблема для компании может возникнуть, если электрические грузовики не будут готовы вовремя. DAF, Daimler, Kenworth, Peterbilt, Toyota и Volvo в настоящее время работают над такими автомобилями, а Peterbilt и Toyota даже тестируют грузовики с водородным двигателем.

В случае с электрическими пикапами конкуренция еще более ожесточенная — над такими машинами работают Tesla, Bollinger, Lortdstown и Rivian, а также гиганты индустрии GM и Ford. И если Милтон и его Никола не начнут оправдывать вложенные в них деньги, бизнесмен из Юты может повторить не историю успеха Илона Маска, а историю неудачи Джона Делорина.